Статистика



Стили (модели) и стороны делового общения.

Деловое общение - это способ организации и оптимизации совместной деятельности. Предметом делового общения является конкретное дело.

Самый массовый вид общения людей в социуме (обществе) - деловое общение. Без него не обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека: менеджера, руководителя всех уровней, референта, служащего. Для достижения высокой результативности практически в любом виде коммерческой деятельности необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения предпринимательского дела, о принципах делового общения.

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступает этические нормы, в которых выражены наши представления, о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, он может как облегчить себе деловое общение, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Общение - процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта - оно не имеет самовладеющего назначения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношениях - это прежде всего получение максимальной прибыли.

Деловое общение направлено на координирование и объединение усилий людей для налаживания отношений и получения общего результата. Основные группы общения: формальное (ролевое) и неформальное (личностное). С этой точки зрения деловее общение можно назвать личностно-ролевым. Его особенности: формальное общение, обуславливаемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное, устанавливаемое их личностными статусами и личными целями. Они тесно связаны и могут переходить одно в другое.

Субъекты общения: индивидуум или группа.

Основные составляющие процесса общения: взаимодействие людей; взаимное влияние людей друг на друга; обмен информацией; развитие отношений между людьми; создание определенных эталонов и моделей поведения; взаимное понимание людьми друг другу; создание образа внутреннего «Я» человека.

Этика - учение о морали, нравственности. Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия. Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которое не только соответствовали каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем, они должны служит надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Разновидности делового общения: деловой разговор, беседа, обсуждение, собеседование, спор, полемика, дискуссия, дебаты, прения, диспут, переговоры, торги, совещания.

Деловое совещание определяется как форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. Необходимо всегда четко определить для себя цель и частоту проведения совещаний, их особенности. Типы: ознакомительное (повышение квалификации); информационное (изучение точек зрения); разъяснительное (убеждение сотрудников в чем-то); проблемное (коллективный поиск решения вопроса); инструктивное (выдача заданий и объяснение способа действий); оперативное (получение текущих сведений о состоянии дел и преодолении узких мест).

Перейти на страницу: 1 2