Статистика



Механизм реализации конкурентной стратегии и оценка полученных результатов

Оценка реализации стратегии - третий этап стратегического менеджмента

Чаще всего остается не рассмотренным вопрос оценки стратегии (strategy evaluation), составляющий третий этап стратегического менеджмента.

Этот этап не столь значителен, как реализация стратегии, тем не менее от того как проводится оценка стратегии, зависит возможность коррекции стратегии в случае изменения обстоятельств.

Для получения успешных результатов и достижения целей организации, необходимо проводить постоянный мониторинг реализации стратегии. Стратегия не может быть адаптирована под изменяющиеся обстоятельства без процесса оценки стратегии.

Оценка стратегии проводится топ-менеджерами с целью установить реализуется ли стратегия таким образом, чтобы отвечать целям организации. Оценка делает упор на измерении результатов стратегических действий. С другой стороны, контроль позволяет обратить внимание на разрыв, существующий между ожидаемыми и фактическими результатами. Оценка стратегии так же является попыткой посмотреть дальше очевидных фактов, касающихся состояния фирмы в краткосрочном периоде, и принять во внимание более фундаментальные факторы и тренды, которые, по сути, определяют успех компании в целом.

Если оценка и контроль проводятся правильно, то они охватывают три области:

. измерение процесса;

2. обратная связь;

. установление зависимости между действиями и вознаграждением.

Процесс оценки стратегии производится в 5 этапов.

. определение того, что необходимо измерить - менеджеры должны выделить процессы реализации и результаты, которые необходимо отслеживать и оценивать;

2. определение стандартов деятельности - деятельность должна иметь определенные границы оценки, с учетом приемлемых отклонений. Стандарты могут устанавливаться не только для конечного этапа, но и для промежуточных;

. сравнение фактической деятельности со стандартом - если фактические результаты находятся в рамках желаемых стандартов, процесс измерения на этом заканчивается;

. принятие мер по коррекции действий - если фактические результаты выходят за рамки стандартов, необходимо предпринять действия для корректировки отклонений, для чего необходимо определить следующее:

a) является ли отклонение случайным;

b) правильно ли осуществляются процессы;

c) достаточны ли процессы для достижения желаемого стандарта.

Предпринятые действия должны не только скорректировать отклонения, но и предотвратить их повторение.

Исследования показывают, что менеджеры лучше организуют первые два этапа, чем последующие.

Существует три типа контроля: стратегический, тактический и операционный. Стратегический контроль сфокусирован на базовом стратегическом направлении корпорации по отношению к окружающей среде. Он рассматривает организацию как целое и направлен на долгосрочные цели (один год и более), такие как возврат на инвестиции и изменения акционерной стоимости. Стратегический контроль измеряет понятия efficiency и effectiveness, которые переводятся на русский язык как эффективность. Однако в стратегическом менеджменте эти термины различаются, effectiveness представляет собой отношение результата к планируемым показателям, а efficiency - отношение результата к затратам. Таким образом, в русском языке наиболее близким переводом этих понятий является эффективность для efficiency и результативность для effectiveness.

Тактический контроль относится к выполнению стратегического плана. Он направлен на программы реализации и может применяться для среднесрочных периодов (от шести месяцев до года), для контроля доли рынка по отдельным товарным категориям.

Перейти на страницу: 1 2 3