Статистика



Содержание понятия трудовые отношения и особенности их государственного регулирования в РФ

) директивного планирования;

) индикативного регулирования;

) рыночного саморегулирования. Различные формы регулирования, в свою очередь, предполагают различные по цели и содержанию социально-экономические и правовые управляющие воздействия.

Все решения по персоналу, в силу их тесной связи с системой государственного регулирования трудовых отношений, подвержены многообразным внешним и внутренним ограничениям. К первым относятся, в частности, предписания трудового права (правила приема на работу и увольнения с работы, режимы труда и отдыха, нормы охраны труда и техники безопасности и т.д.), ко вторым - нормы, устанавливаемые самим предприятием. Последние охватывают моменты, начиная с формулировки принципов предприятия и кончая коллективными договорами, в которых находят отражение практические все существенные стороны управления персоналом.

Государственное регулирование трудовых отношений в условиях директивного планирования направлено на обеспечение единой для всех хозяйствующих субъектов нормативно-правовой базы функционирования, единой для всех системы управления. В сфере управления персоналом это предполагает применение централизованно устанавливаемых норм (обслуживания, трудовых затрат и т.д.), нормативов (численности, соотношений численности между различными категориями работников предприятия и т.д.), а также положений по организации внутрифирменного (межзаводского, внутриотраслевого и т.д.) взаимодействия.

Индикативное регулирование направлено на поддержание общественно необходимых пропорций посредством разработки (установления) показателей-индикаторов социально-экономического развития, в силу чего предполагает большую, по сравнению с директивным планированием, степень свободы предприятия по всем вышеназванным аспектам управления персоналом. Так, при индикативном регулировании устанавливается не более одного-двух удельных показателей: а) доля работников аппарата управления в общей численности работающих; б) доля средств, направляемых на оплату труда, в общей сумме расходов предприятия.

В условиях рыночного саморегулирования, призванного обеспечить оптимальные воспроизводственные пропорции при минимальном вмешательстве со стороны вышестоящих хозяйственных органов, регулирование трудовых отношений ограничивается исключительно рамка-; ми законодательства о труде, в силу чего рыночные, самоорганизующиеся процессы предоставляют субъекту управления персоналом наибольшую свободу действий, прежде всего, в экономической сфере.

Различные формы экономического регулирования трудовых отношений предполагают различные критерии принятия решений по персоналу.

Директивное планирование, ориентированное на приоритетное развитие народно-хозяйственного комплекса, в качестве основного результирующего показателя финансово-хозяйственной деятельности рассматривает отклонение фактических издержек предприятия от их планируемой величины, в силу чего при принятии решений по персоналу первостепенное значение приобретает показатель отклонений расходов на персонал от заранее известной базы сравнения. Основная проблема в рассматриваемом случае состоит в трудности сопоставления легко поддающихся учету издержек на персонал, с одной стороны, с причислением результатов его деятельности, с другой.

Деятельность хозяйствующих субъектов в условиях рыночного саморегулирования направлена, прежде всего, на максимизацию прибыли (дохода), в силу чего среди множества критериев управления персоналом на первый план выдвигаются критерии рентабельности, конечного результата.

Индикативное регулирование, занимающее промежуточное положение между централизованными и самоорганизующимися процессами, формирует различные комбинации смежных с ним походов, с преобладанием рыночного либо директивного начал.

Внешняя составляющая правового аспекта государственного регулирования трудовых отношений является, во-первых, более статичной по сравнению с аналогичной составляющей экономического аспекта и, во-вторых, - не зависящей от формы регулирования экономики. Это связано с тем, что предписания трудового права прогрессируют в русле всемирно-исторического контекста, практически не завися ни от формационной принадлежности данного общества, ни от его экономического положения, ни от формы собственности того или иного хозяйствующего субъекта.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10