Статистика



Особенности мотивации персонала в условиях экономического кризиса

В 2011 году Россия переживает период восстановления экономической стабильности, после экономического кризиса, который начался в США и постепенно затронул все наиболее развитые экономики мира. Экономическая ситуация изменилась, всё это с неизбежностью оказало воздействие на сознание людей. Под влиянием создавшихся условий, происходят трансформации в мотивационной структуре, люди стараются осознать, ради чего им действовать, на какие идеалы опираться. В связи с этим мотивационные аспекты приобретают особенную актуальность.

Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.

Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.

Опасность экономического кризиса для компаний заключена не только в финансовых проблемах и ослаблениях позиций на рынке, но и потерей квалифицированных специалистов, без которых невозможно удачно вести бизнес. К тому же потерять специалиста можно как в прямом, так и в переносном смысле этого слова, когда снижается его трудоспособность, инициативность, азарт, вера в завтрашний день, оптимизм. Людей беспокоят выплаты по кредитам, банкротство банка, в котором хранились деньги по депозитам, снижение уровня заработной платы на фоне роста обязанностей и необходимости работать сверхурочно, продиктованные сокращением штата сотрудников или текучестью кадров, теряется уверенность в завтрашнем дне… В сложившихся обстоятельствах настроение и мотивация у сотрудников совершенно не способствуют тому, чтобы они были оптимистичны, фонтанировали идеями и верили в светлое будущее. Напротив, повышается их тревожность, вследствие чего даже те ситуации, на которые они раньше просто не обращали внимания или не воспринимали близко, теперь наводят на различные размышления и способны подтолкнуть к радикальным решениям. И для того чтобы мобилизировать имеющиеся кадры, мотивация персонала выступает как основное средство обеспечения оптимального использования ресурсов, с целью повышения общей результативности и прибыльности деятельности организации. Весьма важно сохранить ценные кадры и побудить их действовать эффективно.

В период экономического кризиса применение различных методов мотивации выявляет как положительные, так и отрицательные аспекты, и это естественный процесс. Определенной модели мотивации сотрудников, которая отвечала бы разнообразным требованиям, о наиболее эффективных методах, ни теория, ни практика управления дать не могут. Существующие модели мотивации весьма разнообразны по своей направленности и эффективности. Только осознав, что движет человеком, поняв его мотивацию, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого необходимо знать, каким образом возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. Выбор метода мотивации зависит от руководителя компании, он должен сам определить, каким образом мотивировать каждого работника для выполнения главной задачи - выживания фирмы в создавшихся условиях экономического спада.

Процессы мотивации и стимулирования могут противостоять друг другу. Например, рост номинальной заработной платы на 10% при инфляционном повышении цен в стране на 20% не только не вызывает повышения трудовой мотивации, но и снижает ее, так как реальная заработная плата работника снизилась на 10%. Механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации работника.

Избранная тема исследования весьма актуальна, и установив круг проблематики, определим цель исследования данной курсовой работы - анализ сущности и методов мотивации персонала, и также возможность совершенствования процессов мотивации работников в создавшихся ныне условиях экономического кризиса.

Объектом исследования является мотивация персонала компании в период экономического кризиса.

Предметом исследования являлись социально-трудовые, экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе развития мотивации персонала, в условиях экономического кризиса.

Задачи моей курсовой работы: изучить содержаний понятий "мотивация" и "мотивирование"; рассмотреть сущность мотивации персонала в системе управления; охарактеризовать методы мотивации персонала.

Теоретическая часть

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

мотивация персонал материальная

История мотивации относится к глубокому прошлому. Первым мотивационным воздействием, безусловно, можно считать искушение Сатаны, который явился Еве в образе змея и уверил её, что люди, вкусившие запретный плод, подобно богам познают добро и зло. Потребность стать богами, вероятнее всего была единственной у Адама и Евы, и всем известно, чем это все разрешилось.

Термин «мотивация» произошел от латинского слова «movere» , что в переводе означает побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности. В менеджменте, понятие мотивация - это процесс стимулирования индивидуума или группы людей к деятельности, способствующей, достижению целей организации; она необходима для внедрения принятых решений и эффективного выполнения работ.

В различных древних преданиях часто упоминается такой метод мотивационного воздействия, как метод «кнута и пряника». Борьба за кусок хлеба и тяжёлые условия жизни, делали этот метод весьма эффективным в течение очень длительного периода вплоть до появления работ З. Фрейда, далее Э. Мейо, который предпринял попытки применить в управлении методы психического воздействия на работника. В ходе экспериментов, он пришел к выводу, что «пряник» не всегда будет служить стимулирующим мотивом улучшения работы, улучшение условий труда - отличный мотив повышения престижности рабочего места. Последующая разработка этих методов привела к пониманию того, что человеческие факторы и человеческие взаимоотношения значительно влияют на производительность труда.

Особая роль исследования мотивов деятельности персонала принадлежит Ф.У. Тейлору. В 1910 году возникла школа научного управления. Положение дел рабочих особо не улучшилось. Тейлор и его сподвижники первыми поняли бессмысленность заработков на грани выживания, они повысили эффективность мотивации кнута и пряника, вознаграждая работников, перевыполнивших норму плана. Но постепенно, благодаря новым технологиям жизнь среднестатистического человека начала улучшаться, и только экономические стимулы не всегда заставляли лучше работать. Надо было найти новые методы мотивации с учетом человеческой психологии.

Следует отметить, что в науке нет общепризнанной универсальной теории мотивации. Попытаемся раскрыть сущность наиболее признанных в научном мире теорий и подходов мотивации: теории психоанализа, теории научения, содержательные теории и процессуальные. Теории психоанализа утверждают, что основополагающими факторами мотивации являются психические процессы сознательной и подсознательной деятельности человека. Теории научения считают, что для достижения эффективной мотивации следует воздействовать на такие элементы процесса мотивации, как инстинкт и безусловный рефлекс. Содержательные теории мотивации изучают иерархию потребностей и её влияние на мотивацию работника. Процессуальные теории мотивации рассматривают распределение усилий работников и выбор ими определённого вида поведения для достижения конкретных целей. Важно понять, что все эти теории являются взаимодополняющими. Они эффективно используются в решении ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду.