Статистика



Метод портфельного анализа и используемые при его применении стратегические матрицы

- Портфельный анализ - это инструмент сравнительного анализа стратегических бизнес-единиц <http://marketopedia.ru/37-strategicheskie-biznes-edinicy-sku-sxe.html>компании для определения их относительной приоритетности при распределении инвестиционных ресурсов, а также получения в первом приближении типовых стратегических рекомендаций. Портфельный анализ является важным этапом разработки маркетинговой стратегии <http://marketopedia.ru/33-marketingovaya-strategiya.html>.

Суть портфельного анализа заключается в том, что компания рассматривается как совокупность стратегических бизнес-единиц, каждая из которых относительно самостоятельна. Цель портфельного анализа - согласование стратегий и наиболее эффективное использование имеющихся инвестиционных ресурсов с точки зрения достижения устойчивого положения компании в целом и роста финансовых результатов.

Для наиболее эффективного распределения инвестиционных ресурсов между стратегическими бизнес-единицами, необходимо оценить потенциальную рентабельность, риски и стратегические перспективы развития каждой из них. В общем случае портфельный анализ построен на правиле, что чем выше потенциал развития бизнес-единицы (рост продаж и прибыли) и чем ниже риски - тем выгоднее для компании в целом инвестирование в развитие этой бизнес-единицы. Инвестиционные ресурсы при этом могут быть как внешние, так и внутренние (прибыль других бизнес-единиц).

Основные принципы формирования оптимального портфеля:

- диверсифицированность портфеля по рискам;

диверсифицированность портфеля по стадиям жизненного цикла объектов;

диверсифицированность портфеля по объектам инвестирования и донорам.

- Матричные методы портфельного анализа

- Наиболее распространенным методами портфельного анализа являются матричные методы. Матрицы для портфельного анализа обычно являются двумерными таблицами (нам известна лишь одна трехмерная матрица стратегического анализа - вариация матрицы Ансофа), где по осям откладываются пограничные значения рассматриваемых факторов (важное условие: между факторами не должно быть строгой функциональной зависимости. Квадранты образуются пересечением пограничных значений обоих факторов. Попадание бизнес-единиц в тот или иной квадрант означает применимость к ним типовых стратегических рекомендаций.

Наиболее известные матрицы для портфельного анализа:

- Матрица БКГ (BCG) - Анализ темпов роста и доли рынка Матрица МКК (MCC) <http://marketopedia.ru/35-matrica-mcc-missiya-i-klyuchevye-kompetencii.html>- Анализ соответствия бизнеса миссии предприятия и его ключевым компетенциям Матрица GE/McKinsey <http://marketopedia.ru/38-matrica-gemckinsey.html>- Анализ сравнительной привлекательности рынка и конкурентоспособности бизнеса Матрица Shell - Анализ привлекательности ресурсоемкой отрасли в зависимости от конкурентоспособности Матрица Ансофа - Анализ стратегии по отношению к рынкам и продуктам Матрица ADL - Анализ жизненного цикла отрасли и относительного положения на рынке

- Этапы портфельного анализа

- Определение стратегических бизнес-единиц <http://marketopedia.ru/37-strategicheskie-biznes-edinicy-sku-sxe.html>компании.

Выбор матричного метода анализа (см. выше).

Сбор необходимой для построения матрицы информации.

Такой информацией может быть:

состояние и тенденции развития отраслей, в которых работают бизнес-единицы;

конкурентоспособность бизнесов;

доля бизнес-единиц на их рынках;

стадии жизненного цикла продуктов <http://marketopedia.ru/49-zhiznennyj-cikl-produktatovara-zhct.html>и отраслей;

и т.п.

Построение выбранных матриц портфельного анализа.

На базе типовых рекомендаций выбранного метода матричного анализа разрабатываются общие стратегии для бизнес-единиц.