Статистика



Современное российское антимонопольное регулирование

Антимонопольное законодательство (АМЗ) - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Основополагающие нормы российского антимонопольного законодательства сформулированы в п. 1 ст. 8 и п.2 ст. 34 Конституции РФ и гласят следующее:

«В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности»

«Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»

Два основных вида законодательства:

Во-первых, это «классическое» антитрестовское законодательство, которое регулирует деятельность фирм, обладающих крупной долей рынка. Целью антитрестовского законодательства является ограничения действий таких фирм в пользу потребителей, поставщиков и конкурентов хозяйствующего субъекта. Основными актами в этой сфере являются ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г (далее - ФЗ) и ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»[13] > от 23 июня 1999 г.

Во-вторых, это естественно-монопольное законодательство, устанавливающее монопольные права в ряде "инфраструктурных" отраслей, а также особенности распоряжения собственностью в этих отраслях. Естественно-монопольное законодательство отличается от других похожих видов неценового регулирования декларируемой целью - повышением экономической эффективности, а не, например, обеспечением качества и безопасности товаров как в законодательстве о лицензировании. Наиболее важным законом в этой области является ФЗ «О естественных монополиях».

В-третьих, законодательство о добросовестной конкуренции, которое запрещает действия компаний, не совместимые с обычаями делового оборота, требованием добропорядочности, разумности и справедливости. Примерами таких действий могут быть распространение ложных сведений о конкурентах, использование чужой интеллектуальной собственности или разглашение коммерческой тайны. Целью законодательства о добросовестной конкуренции является предотвращение вреда, который причиняется или может быть причинен конкурентам.

В-четвертых, законодательство против монопольных прав, запрещающее либо ограничивающее предоставление государством отдельным хозяйствующим субъектам исключительных прав на совершение определенных действий.

Региональное законодательство, за редкими исключениями, не содержит оригинальных положений, и принималось, в основном, как средство конкретизации положений федерального или как способ придания федеральным законам дополнительной легитимности на региональном уровне.

Таким образом, мы имеем возможность сконцентрировать наше внимание исключительно на федеральном антимонопольном законодательстве. Ниже мы рассмотрим основные принципы и запреты, сформулированные в его рамках.

Проблема монополистического ценообразования в российском законодательстве

В случаях монопольного ценообразования ФАС и его территориальные подразделения совместно с органами ценового контроля могут «сбалансировать интересы сторон по принципу «справедливой цены»», которая определяется как «сумма себестоимости, проверенной на обоснованность по всем статьям калькуляции, и прибыли, объективно необходимой на развитие предприятия».

Перейти на страницу: 1 2 3