Статистика



Коммуникации как важная составляющая менеджмента

Коммуникация представляет собой процесс передачи информации, опыта и сведений от одного человека к другому. Процесс коммуникации, или общение, предполагает, что менеджер прежде всего делится информацией.

Коммуникации позволяют координировать деятельность как внутри предприятия, так и налаживать внешние контакты, поэтому коммуникация имеет большое значение для эффективного функционирования предприятия.

Существует два вида коммуникаций:

. Внешние представляют собой обмен информацией, происходящий между предприятием и внешней средой. Такой обмен позволяет предприятию знать потребности потенциальных покупателей, анализировать деятельность посредников и конкурентов, а также отслеживать новые технологии, изменения в науке. От организации коммуникации зависит эффективность работы фирмы. Чем выше скорость передачи информации на предприятии и чем она достовернее, тем продуктивнее оно работает

. Внутренние - это обмен информацией, происходящий внутри фирмы, между ее структурными подразделениями.

Различают 2 вида внутренних коммуникаций:

) Горизонтальные - представляют собой процесс передачи информации между сотрудниками одного уровня (линейными руководителями, которые не подчиняются друг другу). Горизонтальные коммуникации осуществляются с целью обмена результатами работы, опытом и навыками.

) Вертикальные - это обмен информацией между сотрудниками разных рангов (между руководителем и подчиненными).

Вертикальные бывают двух видов:

восходящие представляют собой процесс передачи информации от подчиненных к руководителю в виде отчетов о деятельности структурного подразделения, комплексных планов и рационализаторских предложений

нисходящие - это передача информации от руководителя к подчиненным в виде каких-либо указаний.

Второе разделение:

. Вербальные. Представляют собой процесс общения с целью передачи информации при помощи слов, которые могут быть доведены до адресата как в письменной, так и в устной форме. На предприятии большое внимание уделяется письменной форме передачи информации, которая называется документооборотом. Каждая производственная операция, осуществляемая на предприятии, фиксируется в письменном виде. Такой способ отражения информации является более наглядным и дает возможность анализа текущей деятельности организации с точки зрения соответствия реальных показателей планируемым. Немаловажное значение это имеет при судебных разбирательствах, т.к. во внимание берутся не устные договоренности, а письменные доказательства.

. Невербальные. Представляют собой общение с помощью мимики, жестов, взглядов. Невербальные способы общения сами по себе используются редко, особенно если речь идет о деловых переговорах. Но хороший психолог всегда по выражению лица собеседника, по его жестам сможет узнать его истинное отношение к обсуждаемому вопросу и намерения, все дело в том, что невербальные символы являются подсознательным появлением и человек редко умеет контролировать свои эмоции. Чаще всего в процессе общения невербальные символы дополняются вербальными, но могут и противоречить друг другу. В настоящее время невербальному общению уделяется особое внимание, т.к. оно более достоверно характеризует человека как личность и выявляет его истинные намерения.