Статистика



Процессуальные теории мотивации

Под мотивацией понимается процесс побуждения самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.

Самым распространенным способом намеренного воздействия на людей с целью выполнения задач организации является принуждение и поощрение.

Мотивация предполагает систему стимулов. Мотивы могут быть внутренние и внешние. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от имеющегося у человека объекта. Внешние мотивы обусловлены стремлением человека обладать какими-то не принадлежащими ему объектами. Стимулы м.б. экономические и неэкономические. Соотношение различных мотивов обусловливает поведение людей и мотивационную структуру (которая достаточно стабильна, но поддается формированию в процессе воспитания). Степень удовлетворения потребности влияет на поведение человека, если сложится похожая ситуация в будущем.

Процессуальные теории мотивации:

.Теория ожиданий Врума

Эта теория давно известна как на метод "кнута и пряника". Виктор Врум (1964 год) внес свой вклад, популяризовав эту идею в форме теории ожиданий. Остальные ученые, такие как Лиман Портер, Эдвард Лоулер (1968 год) и Ричард М. Стирс , расширили и усовершенствовали концепцию Врума.

Как было выяснено, неудовлетворенные потребности создают напряжение, которое вызывает действия, предназначенные удовлетворить их. Теория ожиданий подходит к мотивации с иной стороны. Ее сторонники не говорят, что потребности не важны. Однако они подчеркивают, что поведение, обусловленное мотивацией, является также результатом того, как люди воспринимают конкретную ситуацию, что они ожидают от нее и что они думают относительно последствий. Целью теории является выяснение устойчивости мотивированного отношения к работе. Теоретические положения в очень упрощенной формулировке состоят в следующем:

Под "валентностью" подразумевают отношение (положительное или отрицательное) к тем результатам, которые приносят человеку те или иные его возможные действия. С возрастающей привлекательностью результата увеличивается и его валентность. Степень, в которой человек ожидает, что ему удастся достичь желаемого результата (поставленной цели), представляет собой показатель математической вероятности успеха.

Существует определенная функциональная взаимосвязь между силой мотивации, с одной стороны, и валентностью и вероятностью возможных степеней достижения цели, с другой стороны.

.Теория справедливости Адамса:

По его мнению, на мотивацию человека в значительной степени влияет справедливость оценки его текущей деятельности ее результатов как по сравнению с предыдущими действиями, так и по сравнению с достижениями других людей.

Если человек верит, что требования, предъявляемые к нему, являются общими для всех, то он чувствует в этом справедливость и действует более активно.

Каждый субъект всегда мысленно оценивает отношения: индивидуальные доходы - доходы других лиц, индивидуальные расходы - расходы других лиц.

.Модель Портера-Лоулера.

Портер и Лоулер исходят из предпосылки, что мотивация (усилие или энергия) не равна удовлетворенности или исполнительности. Мотивация, удовлетворенность и исполнительность представляют собой отдельные переменные и взаимодействуют иначе, чем принято считать.

В модели Портера-Лоулера более важным считается то, что следует за выполнением работы. Степень удовлетворенности будут определять само поощрение и его восприятие. Другими словами, модель Портера-Лоулера предполагает - и это ее самое существенное отличие от традиционного понимания, - что выполнение работы ведет к удовлетворенности.

Перейти на страницу: 1 2