|
Герт (Герард Хендрик) Хофстеде ( нидерланд. Geert (Gerard Hendrik) Hofstede; род. 3 октября 1928 года, Харлем, Нидерланды) - нидерландский социолог, предложивший совокупность показателей, определяющих культурные характеристики различных народов на основе исследований, проведённых в 1960-е-70-е годы.
Голландский ученый Герт Хофстеде осуществил большой исследовательский проект по изучению различий национальных культур в деятельности дочерних компаний многонациональной корпорации в 64 странах. Он опросил более 160000 менеджеров и сотрудников организаций об удовлетворенности их своим трудом, коллегами, руководством, о восприятии проблем, возникающих в процессе работы, о жизненных целях, верованиях и профессиональных предпочтениях.
Г. Хофстеде выявил высоко значимые различия в поведении менеджеров и специалистов разных стран. Он выяснил, что большинство различий в рабочих ценностях и отношениях объясняются национальной культурой, а также зависят от места в организации, профессии, возраста и пола. Г. Хофстеде выделил пять аспектов, характеризующих менеджеров и специалистов и организацию в целом:
· индивидуализм - коллективизм;
· дистанция власти;
· стремление к избеганию неопределенности;
· мужественность - женственность;
· долгосрочная - краткосрочная ориентация.
Таблица. Характеристика индивидуалистической и коллективистской культуры организации. |
Параметры культуры |
Индивидуалистическая культура организации |
Коллективистская культура организации | |
Вмешательство в личную жизнь сотрудников |
Руководство не желает вмешиваться в личную жизнь сотрудников |
Сотрудники ожидают участия организации в решении их личных дел. | |
Влияние организации на самочувствие сотрудников |
Слабое |
Сильное | |
Защита интересов |
Сотрудники считают, что должны надеяться только на себя, отстаивать свои интересы |
Сотрудники ожидают, что предприятие будет защищать их интересы | |
Функционирование предприятия |
Индивидуальная инициатива каждого члена организации |
Чувство долга и лояльность сотрудников | |
Продвижение по службе |
Внутри или вне организации на основе компетенции |
Исключительно внутри организации в соответствии со стажем | |
Мотивация |
Руководство использует новые идеи и методы, стимулирует активность индивидов и групп |
Руководство использует традиционные формы | |
Социальные связи |
Дистанционность |
Сплоченность |
Дистанция власти измеряет степень, в которой наименее наделенный властью индивид в организации принимает неравноправие в распределении власти и считает его нормальным положением вещей.
Таблица. Характеристика культур с высоким и низким уровнем дистанции власти. |
Параметры культуры |
Культура с высоким уровнем дистанции власти |
Культура с низким уровнем дистанции власти | |
Частота выражения подчиненными своего несогласия |
Низкая |
Высокая | |
Предпочтение стиля управления |
Директивный |
Демократический | |
Восприятие неравенства |
Неравенство людей |
Неравенство ролей | |
Отношение к руководителям |
Подчиненные рассматривают своих руководителей как «других» людей, людей иного, чем они сами, типа |
Подчиненные рассматривают свое высшее руководство в качестве таких же, как они, людей. | |
Доступность руководства |
Высшее руководство недоступно |
Высшие руководители доступны | |
Отношение к праву |
Приказы не обсуждаются: сила предшествует праву |
В организации право первенствует по отношению к силе | |
Структура организации |
Многоуровневая, тенденция к централизации |
Плоская, тенденция к децентрализации | |
Размер управленческого аппарата |
Большое количество управляюще-контролирующих сотрудников |
Управляющий состав малочисленный | |
Дифференциация заработной платы |
Большая |
Достаточно небольшая | |
Квалификация работников низшего уровня |
Низкая |
Высокая | |
Статус рабочих и служащих |
«Белые воротнички» обладают более высоким статусом |
Рабочие обладают тем же статусом, что и служащие |
Перейти на страницу: 1 2 3
|