Статистика



Функции и модели ИКС

·связи администрации с другими участниками процесса консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей (специалистами и учеными-консультантами в узких областях знаний и т.п.) носят вертикальный характер, то есть основаны на отношениях соподчиненности, что также может сказаться на снижении мотивации и желания давать исчерпывающую информацию и качественные консультации.

Университетская модель ИКС

В большинстве стран мира информационно-консультационная служба (или служба “extension”) зарождалась в системе высшего образования, как правило, на базе крупных региональных многопрофильных или аграрных университетов. И хотя такая форма организации службы впервые появилась в Англии, свое название она взяла из американской практики - модель “land-grant” Университетов, - где нашла наиболее широкое распространение и развитие.

Основные аргументы в пользу данной модели можно свести к следующим:

·при формировании и организации функционирования информационно-консультационной службы используется мощная материально-техническая и учебно-методическая база университетов;

·опыт и высокая квалификация профессорско-преподавательского и научного персонала факультетов, кафедр и лабораторий различного профиля гарантируют высокое качество консультационных услуг товаропроизводителям практически во всех областях аграрной науки и практики;

·широкие связи “land-grant” университетов с научными, административными, коммерческими и другими организациями, а также с сельскохозяйственными предприятиями, их авторитет в регионах позволяют университетам оказывать значительное влияние на формирование аграрной политики;

·доверие товаропроизводителей к консультантам, преподавателям и специалистам служб, основанных на модели “land-grant” университетов и на прямую не связанных с административным аппаратом, значительно выше, чем к чиновникам, что создает исключительно благоприятные условия для эффективной реализации агентами службы своих основных функций.

ИКС на базе объединений товаропроизводителей и фермерских организаций

Мировой опыт показывает, что информационно-консультационные службы могут быть созданы на основе объединений товаропроизводителей и фермерских организаций.

Явными преимуществами такой модели можно назвать следующие:

·служба формируется и управляется непосредственными пользователями, что гарантирует большую степень мотивации обеспечения высокого качества предоставляемых консультационных услуг;

·сотрудники ИКС при такой организационной структуре больше ориентируются на действительные проблемы товаропроизводителей;

·объединения и организации товаропроизводителей предоставляют хорошие возможности для использования индивидуальных и групповых методов работы ИКС;

·служба предлагает консультации практически по всем видам деятельности сельскохозяйственных предприятий.

С другой стороны, такие службы

·предназначены в основном для обслуживания своих собственных членов;

·ориентированы на нужды товаропроизводителей, представители которых пользуются влиянием в их организации (т.е. существует опасность коррупции и использования служебного положения в корыстных целях руководством служб, а также организаций и объединений).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5