Статистика



Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений

Организации являются сложными объектами сами по себе и частями еще более сложной целостности, а кроме того решения принимают люди освобожденные от субъективного восприятия мира.

Таким образом, на процесс принятия решений влияют различные факторы, к основным из которых принято относить:

• личностные оценки руководителя

• уровень риска

• время, и изменяющуюся внешнюю среду

• информационные и поведенческие ограничения

• отрицательные последствия

• взаимозависимость решений.

Личностные оценки руководителя. Личностные оценки содержат субъективное ранжирование важности качества или блага. Все управленческие решения основываются на системе ценностей руководителя их принимающего. Исследования посвященные изучению системы ценностей руководителей любого звена управления, показывают явное смещение акцентов в сторону экономики, политики и науки, в ущерб социальным, религиозным и эстетическим ценностям. На принятое решение оказывает влияние социокультурная среда. Принято считать, что решения австралийского менеджера будут мягкими, значительную долю в них займет внимание к подчиненным. Южно-корейского - авторитарными и невоспринимающего проблемы других. Японского - будут содержать уважение к вышестоящим и отличаться высокой преданностью интересам фирмы.

Среда принятия решения. При принятии решений необходимо всегда учитывать риск. Риск - уровень определенности с которым можно спрогнозировать результат. Решение принимают в разных обстоятельствах по отношению к риску. Эти обстоятельства классифицируются как условия определенности риска и неопределенности. Определенность - при принятии решения руководитель достоверно знает результат каждой из альтернатив. Список таких решений достаточно мал, причем чем выше уровень управления, тем меньше будет таких альтернатив. Риск - решениям принимаемым в условиях риска относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность - это степень возможности свершения данного события (изменяется от 0 до 1, или в процентах 0 - 100%). Наиболее желательный способ определения вероятности - это использование статистического анализа и математических методов, этим способам должна сопутствовать объективность. Неопределенность - считается, что решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность наступления результата. Такая ситуация имеет место когда требующие учета факторы новы и сложны, либо быстро меняются. Наивысшим потенциалом неопределенности обладают: социокультурная, политическая и наукоемкая cреда. На практике очень немногие управленческие решения приходится принимать в условиях полной неопределенности. Сталкиваясь с неопределенностью менеджер должен использовать релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Менеджер соединяет эту дополнительную информацию с накопленным опытом, способностью к суждению и интуицией. Действовать точно в соответствии с прошлым опытом, своими суждениями интуицией, и сделать предположение о вероятности событий. К этому способу прибегают в случаях временных и информационных ограничений.

Информационные ограничения. Информация необходимая для рационального решения проблемы. Но совсем не обязательно, что чем больше информации, тем лучше. Приведем три варианта обстоятельств в которых по разному оцениваются затраты и выгода от дополнительной информации. А: выгода от каждой дополнительной единицы информации, равна затратам на ее получение. Однако если вмешаются ограничения временные и интеллектуальных возможностей менеджера, которые в будущем будут нарастать, покупка дополнительной информации станет нецелесообразной. В: расходы на получение дополнительной информации перекрываются выгодами до определенной точки. За нею руководству не следует стремится к получению дополнительной информации, поскольку даже при ее улучшении расходы превысят выгоду. С: выгоды от получения дополнительной информации превосходят затраты по ней, здесь получение дополнительной информации желательно.

Перейти на страницу: 1 2