Статистика



Технология формирования организационной культуры

) многогранность, многоаспектность. Культура организации, во-первых, состоит из субкультур отдельных подразделений или социальных групп, существующих под "крышей" общей культуры (они могут конкретизировать и развивать последнюю, могут мирно существовать наряду с ней, а могут ей противоречить). Во-вторых, корпоративная культура включает субкультуры тех или иных направлений и сторон деятельности - предпринимательство, управление, деловое общение, внутренние взаимоотношения.

Что касается видов организационной культуры, то их различают по нескольким параметрам. Самый краткий и точный вариант их классификации, по мнению многих авторов, дал американский исследователь Уильям Оучи. Он выделил три их основных вида:

. рыночную культуру, которая характеризуется господством стоимостных отношений и ориентацией на прибыль;

. бюрократическую культуру, основанную на господстве регламентов, правил и процедур;

. клановую культуру, дополняющую предыдущие. Ее основу составляют внутренние ценности организации, направляющие деятельность последней.

Исходя из таких обстоятельств, как - ориентация культуры на людей или материальные условия, с одной стороны, открытость и закрытость - с другой, выделяют также следующие ее типы:

бюрократическая культура (характеризуется регулированием деятельности организации на основе документов, четких правил, процедур),

опекунская культура (проявляется в благоприятном морально-психологическом климате, сплоченности людей, групповых нормах и ценностях, неформальном статуте сотрудников, их личной активности, взаимопонимании, гармонии отношений),

праксиологическая культура (основывается на порядке, рациональности, планах, тщательном контроле, оценке деятельности по результатам), предпринимательская культура (поддерживает действия, направленные вовне организации и на перспективу, новаторство и творческую активность персонала).

По месту организации и степени влияния на нее выделяют следующие типы культур:

бесспорная культура (характеризуется небольшим количеством основных ценностей и норм, но требования к ориентации на них неукоснительны),

слабая культура (практически не содержит общеорганизационных ценностей и норм, легко поддается внутреннему и внешнему влиянию и изменяется под его воздействием),

сильная культура (открыта внутреннему и внешнему влиянию).

По наиболее примечательным характеристикам, - клан, адхократия, рынок и иерархия, выделяют:

клановую культуру (Дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации похожи на большие семьи),

адхократическую культуру (Динамичное, предпринимательское и творческое место работы. Люди готовы подставлять собственные шеи и идти на риск),

иерархическую культуру (Формализованное и структурированное место работы),

рыночную культуру (организация, ориентированная на результаты, главной заботой которой является выполнение поставленной задачи).

Выделяют несколько основных признаков организационной культуры, по которым они различаются между собой: отражение в миссии организации ее основных целей; направленность на решение личных проблем или производственных задач фирмы; преданность или безразличие людей к организации; источник и роль власти; стили управления, способы оценки работников; ориентация на самостоятельность, независимость или подчиненность; предпочтение групповых или индивидуальных форм труда и принятия решений; преобладание сотрудничества или соперничества, конформизма и индивидуализма; степень принятия риска, подчиненности планам и регламентам; ориентация на стабильность или изменения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8