Статистика



Подходы к планированию качества

планирование качество продукция

Один из самых известных подходов к планированию качества был разработан Джозефом М. Джуран (1904-2008гг.) - американским специалистом в области качества, академиком Международной академии качества (МАК).

Прежде всего, Дж.М. Джуран первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством. Им разработана знаменитая «спираль качества» (спираль Джурана) - вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством в соответствии с рисунком 1 и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей.

Рис. 1 - Спираль качества Джурана [15, с.147]

В соответствии с рисунком 1 наглядно видно, что планирование качества осуществляется на основе выводов, сделанных в процессе улучшения качества, с тем, чтобы избежать подобных ошибок и выйти на «новый виток качества». Согласно Дж.М. Джурану, основными элементами системы планирования качества являются: постоянное отслеживание тенденций изменения потребностей и предпочтений покупателей; установление оптимальных целей в области качества; создание и внедрение системы методов измерения качества; планирование процессов, способствующих достижению целей в области качества; оптимизация цен; снижение уровня брака как управленческого, так и производственного.

Каждая фаза процесса планирования качества имеет входящие (поставщики) и выходящие (потребители) потоки. Дж.М. Джуран утверждает, что отношения «поставщик-потребитель» должны переноситься на все этапы процесса производства и поставки продукта конечному потребителю.

Что касается процесса измерения качества, то его тип, частота и метод зависят от специфики производственного процесса и особенностей конечного потребителя.

Контроль качества является обязанностью операторов, следящих за технологическим процессом и выявляющих отклонения от заданных параметров. Улучшение качества является тем, что Дж.М. Джуран называет «хроническими проблемами качества». По мнению Дж.М. Джурана, качество требует постоянного совершенствования и должно находиться в непрерывном развитии.

Для реализации концепций AQI (концепции ежегодного улучшения качества) на предприятии, как правило, разрабатывается комплекс мероприятий, который предусматривает:

а) составление ежегодной программы улучшения качества;

б) разработку методов улучшения качества, его измерения и оценки;

в) обучение статистическим методам и их внедрение в практику;

г) совершенствование организации работ в административной сфере.

Дж.М. Джуран доказал, что 80% проблем в области качества связаны с неэффективной организацией производства. Он был первым, кто применил принцип Парето для определения приоритетных управленческих действий - выделить несколько важнейших проблем из множества существующих и сконцентрировать ресурсы компании на их решении. Прежде всего, подход к планированию качества, предложенный Дж.М. Джураном, - это реакция на следующие моменты:

а) необходимость интеграции качества в стратегию компании и полного раскрытия потенциала развития компании, связанного с качеством;

б) необходимость объединения деятельности всех подразделений компании на достижение всеобъемлющей цели (целей) качества;

в) необходимость расширения участия работников «переднего края» в планировании, наблюдении за выполнением и анализом планов;

г) необходимостью постоянного улучшения планирования.

В этом подходе определение всеобъемлющей цели для функции менеджмента качества рекомендуется начинать с представления желаемого состояния (видения) компании и уяснения ее назначения (миссии). На основе всеобъемлющих целей качества определяются задачи по качеству и разрабатываются ежегодные планы. За реализацией задач и ежегодных планов ведется постоянное наблюдение. Полученные данные анализируются и, при необходимости, в политику в области качества, во всеобъемлющие цели качества, стратегию для достижения этих целей, задачи качества и ежегодные планы вносятся соответствующие изменения. Достоинство подхода, предложенного Дж.М. Джураном, состоит в том, что в нем детально определена ответственность высшего руководства компании, руководителей среднего и линейного звеньев, а также непосредственных работников. Это обстоятельство значительно облегчает внедрение предложенного подхода на конкретных предприятиях.

Также еще одним известным подходом к планированию качества является модель «Петля качества». Прежде всего, в соответствии с международным стандартом ИСО 9004 жизненный цикл продукции включает 11 этапов, протекающих в виде «петли качества» в соответствии с рисунком 2. Под петлей качества понимают жизненный цикл продукции, включающий следующие этапы, указанные в соответствии с рисунком 2:

Перейти на страницу: 1 2 3