Статистика



Подходы к планированию качества

а) маркетинг, поиск и изучение рынка;

б) проектирование и разработка технических требований, разработка продукции;

в) материально-техническое снабжение;

г) подготовка и разработка производственных процессов;

д) производство продукции;

е) контроль, проведение испытаний и обследований;

ж) упаковка и хранение, транспортировка продукции;

и) реализация и распределение продукции;

к) монтаж и эксплуатация;

л) техническая помощь и обслуживание;

м) утилизация после испытаний [19, с.79].

Таким образом, обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа «петли качества, от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Управление качеством включает принятие соответствующих решений, чему предшествует контроль, учет, сбор и анализ информации.

На рисунке 2 представлена система управления качеством продукции в концентрированном виде. Прежде всего, выделены политика предприятия в области качества и собственно система качества, включающая обеспечение, управление и улучшение управления качеством на основе оперативной информации.

Политика в области качества формируется внешним руководством предприятия, а система качества создается внутренним руководством как средство реализации политики предприятия в области качества.

Рис. 2 - Управление качеством продукции [19, с.80]

Роль функции маркетинга в системе управления качеством заключается в поисках и выборе целевого рынка, установлении требований к качеству продукции, определении потребности в товаре (услуге), емкости рынка, в составлении подробной характеристики потребителей данного рыночного сегмента. Эта информация необходима для выпуска оптимального количества товара, полностью соответствующего особенностям спроса покупателей по качеству, цене, срокам поставки.

Маркетинговая функция обеспечивает постоянную обратную связь с потребителями, что позволяет своевременно принимать необходимые решения в области управления качеством.

Назначение этапа «Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции» в системе управления качеством заключается в том, чтобы добиться соответствия качества товара запросам потребителя. На стадии проектирования необходимо предусмотреть гарантию безопасности изделия и его экологическую безвредность, критерии приемки изделий и их отбраковки, профилактические меры, предохраняющие товар от повреждений вследствие неумелого с ним обращения и др.

На этапе материально-технического снабжения разрабатывается долгосрочная программа действий по повышению качества сырья, материалов, комплектующих изделий. Программа должна предусматривать целенаправленную работу с поставщиками в интересах предприятий - потребителей их продукции

На этапе подготовки и разработки производственных процессов должен быть обеспечен принцип комплексности, предусматривающий готовность предприятия к моменту производства. Предприятие должно располагать необходимыми технологическими процессами на всех стадиях производства; различными материалами и сырьем, инструментом; необходимыми работниками (ИТР, рабочими, контролерами др.); средствами теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения; системами идентификации продукции и факторами производственного процесса на всех этапах производства.

На этапе производства объектами управления, проверки и оценки должны быть все элементы производственных процессов: технологическое оборудование, технологическая оснастка, рабочий инструмент, кадры, материалы и комплектующие изделия, нормативно-техническая документация, энергоресурсы и др. по каждому из элементов должны быть, по крайней мере, четкие представления об их наличии, соответствии стандартам и состоянии. Сами же требования к большинству элементов связаны с отраслевой спецификой и должны быть тщательно сформулированы на каждом предприятии.

На этапе контроля, проведения испытаний и обследований система должна обеспечивать возможность выявления любых дефектов. С целью обнаружения дефектов на более ранних стадиях и обеспечения более полного контроля целесообразно развивать самоконтроль, применять средства автоматизированного контроля, встраивая их в технологические процессы. В системе контроля качества должен быть обеспечен оперативный анализ информации о несоответствующей (дефектной) продукции, дефектах и их причинах, а также анализ накапливаемой информации о несоответствующей продукции, дефектах и их причинах.

Перейти на страницу: 1 2 3