Статистика



Повышение конкурентоспособности предприятия на примере стоматологии Х города Москвы

Повышение конкурентоспособности предприятия как тема квалификационной работы дает возможность не только изучить теорию, но и постоянно использовать полученные знания на практике. Кроме того, оценка конкурентоспособности предприятия настолько тесно связана с понятием стратегии, стратегическим менеджментом, что приобретенные навыки не могут остаться невостребованными, особенно если являются практическими.

Объектом исследования и расчетов выбрана Стоматология Х города Москвы, что явилось одновременно сознательным, и вынужденным шагом. С одной стороны, медицина является первой специальностью автора, поэтому выбор рынка медицинских услуг был логичным, а с другой - на данном предприятии была возможность получить доступ, как к финансовой информации предприятия, так и маркетинговой информации по рынку стоматологии.

Еще одним достоинством темы представлялась ее популярность, выразившаяся, прежде всего, в достаточном количестве литературы, в том числе и современной. Структура работы, обоснованная особенностью темы, предполагает раскрытие не только вопроса конкурентоспособности как таковой, но и многих моментов стратегического менеджмента. К сожалению, в процессе написания работы выяснилось, что, несмотря на достаточное количество учебников и статей по стратегическому менеджменту, стратегическому планированию, теории конкуренции и конкурентоспособности, в том числе опубликованных в последнее время, их содержание отражает теории в лучшем случае конца двадцатого века и заканчивается примерно на разработках Майкла Портера.

Однако, за последние 20 лет, прошедших с выхода в свет трех трудов профессора Гарвардского университета, многое изменилось, особенно в теории, касающейся конкуренции. И в этом состояла одна из основных сложностей работы - в обработке информации по теории конкуренции, стратегического менеджмента, которая была доступна только на английском языке.

Изучение теории, которую можно найти в свободном доступе в Интернете, привело к нескольким неожиданным открытиям, которые заставили несколько по-другому взглянуть на тему квалификационной работы.

Оказывается, несмотря на долгую историю, теория конкуренции далеко не столь однозначна, кроме того, в ней давно уже существует совершенно новое направление, которое называется соконкуренция, разработанное пока на теоретическом уровне, но, тем не менее, имеющее практическое применение. Разработка стратегии в изложении зарубежных авторов легко разделяется на этапы, шаги и различия между стратегическим менеджментом и стратегическим планированием могут быть представлены на одном рисунке. Базовые стратегии Майкла Портера упоминаются не как реальные альтернативы, а как этап истории, и существует несколько видов их модификаций, не говоря уже о других типологиях стратегий.

Конкурентоспособность предприятия является скорее понятием, нежели рассчитываемым десятью способами коэффициентом, по крайней мере, это не является самоцелью и направлением теории. Акцент делается на определении состояния предприятия - как внутреннего, так и по отношению к внешней среде, и принятию решения о направлении развития.

Работа структурирована таким образом, что в первой главе раскрывается понятие конкурентоспособности, дается обзор методов ее оценки и понятие стратегии. Вторая глава посвящена вопросам реализации стратегии, ее оценки, а так же одному из ключевых понятий теории - конкурентным преимуществам. Третья глава является практической, в ней приведены расчеты конкурентоспособности предприятия по российским методикам, а так же сделана попытка разработать стратегию предприятия, и даются практические рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

Цель данной работы - оценить уровень конкурентоспособности предприятия, разработать стратегии (корпоративную и конкурентную) и дать рекомендации по их реализации и оценке.

Первая задача работы состоит в обновлении знаний по стратегическому менеджменту в соответствии с последними теоретическими разработками, их классификации и представлении в наглядном виде.

Вторая задача - выявление конкретных методик, используемых российскими и зарубежными специалистами для оценки работы предприятия и окружающей среды.

Заключительная задача - обработка полученных фактических данных, данных по рынку, определение возможностей по использованию методик, проведение анализа состояния предприятия и разработка стратегий и рекомендаций.

В целом, задачи, поставленные в квалификационной работе, не всегда могут быть решены квалифицированными командами специалистов, особенно если разработка стратегий и составление рекомендаций выполняется с учетом особенностей работы предприятия и носят практический и выполнимый характер.

Теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности