Статистика



Конкурентные преимущества и конкурентный потенциал предприятия

Рис. 2.2. Концепция конкурентного преимущества Барни.

Кроме конкурентного преимущества фирма может находиться в состоянии конкурентного равенства с другими компаниями и даже конкурентного недостатка (competitive disadvantage). Критерии ресурсов по отношению к конкурентному преимуществу и положению фирмы на рынке, в несколько более подробном виде, с учетом не только видов конкурентного преимущества, но и его отсутствия, а так же равенства, приведены в табл. 2.1. [35]:

Таблица 2.1.

Критерии ресурсов по отношению к конкурентному преимуществу и положению фирмы на рынке

V

R

I

N

Преимущество

Положение на рынке

-

-

-

-

нет преимущества

ниже среднего

+

-

-

-

конкурентное равенство

среднее

+

+

-

-

временное конкурентное преимущество

выше среднего (кратковременно)

+

+

+

+

Устойчивое конкурентное преимущество

доминирующее (высшее)

Как уже упоминалось, развитие ресурсного подхода связано с дальнейшей классификацией ресурсов как источников конкурентного преимущества.

Например, многие разделяют ресурсы и способности (resources and capabilities), при этом существуют несколько классификаций способностей, которые могут быть ключевыми (core capabilities),комбинационными (combination capabilities), трансформационными (transformation capabilities), организационными (organizational capabilities) и динамическими (dynamic capabilities) [49].

Разделение ресурсов на ресурсы и способности предложили еще Прахалад и Хамел (Prahalad, Hamel, 1990), когда ввели понятие ключевой компетенции (core competence) - сочетания ресурсов и способностей, которое помогает достичь конкурентного преимущества [56]. В дальнейшем многие авторы стали придерживаться той точки зрения, что способности и компетенции - это одно и то же [44].

Если способности отделяют от ресурсов, то всегда подчеркивают, что ресурсы могут быть как материальными, так и нематериальными, а способности - всегда нематериальны (их нельзя увидеть), достаточно сложно оценить в денежном выражении, и их почти не возможно отделить от бизнес-единицы.

Способности классифицируют по разным признакам, но одна из наиболее популярных классификаций следующая[61]:

. индивидуальные или специфические;

2. процессы;

. организационные способности.

В случае выделения способностей от ресурсов, считается, что способности чаще являются источником конкурентного преимущества, так как их сложнее создавать и имитировать. Ресурсы - это производственные активы, которыми владеет или которые контролирует фирма, способности - это то, что фирма может делать (cсогласно определению Гранта (Grant, 2005)) [58].

Основные направления ресурсного подхода представлены на рисунке 2.3, а суть классификации, авторы и год публикации работы - в табл. 2.2.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7