Статистика



Конкурентные преимущества и конкурентный потенциал предприятия

Таблица 2.3.

Различия между рыночным (IO) и ресурсным (RBV) подходами.

Предмет расхождений

IO

RBV

Объект анализа

отрасль

фирма (совокупность ресурсов)

Взаимосвязь между окружением, ресурсами и стратегией

SCP -подход - Structure-Conduct -Performance, т.е. структура, поведение, благоприятное положение на рынке. Ресурсы - часть внедрения стратегии, которая зависит от условий в отрасли.

Ресурсы диктуют основу стратегии. Стратегия должна дать возможность фирме лучше использовать ресурсы.

Источники различия в успешности фирм

Внешние - отрасль, ее структура и т.д.

Внутренние - ресурсы предприятия

Природа ренты

Рыночная сила и монополия

Рикардианская и квази рента, т.е. недостаточность ресурсов и разница между ценностью актива при его наилучшем использовании и его ценность при следующем, после лучшего использовании.

Таким образом, рыночный подход (промышленного предприятия) рассматривает условия отрасли как источник различий между фирмами на рынке, при этом стратегия базируется на правильном выборе отрасли, в то время как ресурсный подход сосредоточен на фирме и ее ресурсах, исходя из наличия которых, выбирается стратегия.

Отличие в объекте анализа объясняет наличие третьей, самой современной теории конкурентного преимущества - отношенческой. Ее суть заключается в том, что объектом анализа становится не одна фирма, а отношения между фирмами - в форме альянсов, сетей и так далее. То есть основой конкурентного преимущества выступает обмен ресурсами (способностями, компетенциями, знаниями).

По определению Ф. Контрактора (Contractor, 2002) отношенческий подход называют «третьей ногой стратегической теории» [37]. Основой этого подхода является работа Дайера и Сингха (Dyer and Singh), выпущенная в 1998 году [40]. Авторы выделяют четыре источника межфирменного конкурентного преимущества:

. специфические отношенческие активы (relation-specific assts);

2. процедуры обмена знаниями (knowledge-sharing routines);

3. комплементарные ресурсы и способности (complementary resources and capabilities);

4. эффективное управление (effective governance).

Специфические отношенческие активы являются важным источником межфирменного конкурентного преимущества. Выделяют три типа специфики ресурсов: специфика по расположению (site specificity), специфика физических активов (physical asset specificity) и специфика человеческих ресурсов (human asset specificity). Специфика по расположению может возникнуть тогда, когда стадии создания цепочки ценностей расположены рядом друг с другом. Это позволяет получить выгоду от масштаба производств, расположенных рядом. Специфика человеческих ресурсов возникает, если, например, сотрудничающие стороны получают совместный опыт на стадиях производства, и таким образом устанавливают общий язык, процедуры и знания, что способствует созданию более эффективной коммуникационной структуры.

Процедуры обмена знаниями касаются постоянного обучения или решения задач, касающихся сотрудничества фирм, и необходимых для достижения отношенческого конкурентного преимущества. Считается, что часто партнеры являются лучшим источником уникальных идей, чем отдельные компании, что приводит к улучшению продукта и процессу инноваций.

Комплементарные ресурсы представляют собой эффект синергии от объединения компаний. Это означает, что ресурсы компаний по отдельности в сумме будут меньше, чем те же ресурсы, объединенные вместе. Считается, что для партнерства будет лучше, если компании имеют доступ к разным ресурсам - это обеспечит более сильный эффект синергии.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7