Статистика



Конкурентные преимущества и конкурентный потенциал предприятия

Эффективное управление - это важный элемент достижения межфирменного конкурентного преимущества. Оно влияет не только на транзакционные издержки, но так же и на готовность партнеров участвовать в процессе увеличения ценности партнерства. Важной задачей для объединения из нескольких компаний является установление механизмов и органов управления, которые минимизируют издержки и в то же время создадут стимулы для повышения ценности.

Конкурентное преимущество, полученное через эти четыре источника может так же быть устойчивым, так как межфирменные сети создают большое количество барьеров для имитации. Дайер и Сингх (Dyer and Singh, 1998) определяют четыре имитационных барьера, которые препятствуют имитации отношенческого преимущества:

. межфирменная связь общих ресурсов (interoganisational asset interconnectedness) основана на аккумуляции межфирменных ресурсных запасов;

2. недостаток партнеров (partner scarcity) - количество партнеров с комплементарными ресурсами ограничено;

. неделимость ресурсов (resource indivisibility) - комбинация и/или совместное создание ресурсов доходит до такой стадии, что разделение специфических ресурсов не возможно без разрушения конкурентного преимущества;

. организационное окружение - примерами являются так называемые региональные экономики или промышленные районы - условия компаний из этих зон очень сложно повторить, а результаты от их совместных действий могут быть уникальными.

Отношенческое конкурентное преимущество создает сверх-прибыль за счет межфирменных отношений. Оно не может быть создано одной из фирм-участников, а только в рамках партнерства.

Отношенческий подход объясняет существование долгосрочной прибыли как результат, основанный на сетевых отношениях, или, точнее, на ресурсах, которые глубоко вплетены в межфирменные отношения [40]. Подход имеет много общего с ресурсной теорией, так как серьезно рассматривает ресурсы фирм, однако выходит за рамки одной компании. Идея заключается в том, что в некоторых случаях межфирменные связи дают более эффективную базу для достижения преимущества, основанного на ресурсах, чем если бы предприятие работало само по себе. Соответственно, в случаях успешного сотрудничества, говорят о кооперативных ключевых компетенциях (cooperative core competencies) [39].

Таким образом, основное отличие всех теорий конкурентного преимущества - это их подход к объекту исследования. В рыночном подходе это отрасль, в ресурсном - сама фирма или ее ресурсы, в отношенческом - взаимоотношения между фирмами. Для анализа конкурентного преимущества фирмы могут и должны использоваться наработки всех трех теорий.

В связи с достаточно неразработанной, частично спорной, а иногда откровенно тавтологической системой определений, которые используются в теории конкурентных преимуществ, в конце раздела представлены только основные определения разных авторов, которые кажутся наиболее логичными - вне зависимости от первоочередности высказываний или принадлежности к той или иной теории.

В табл. 2.4. приведены основные определения теории конкурентных преимуществ.

Понятие

Определение

Автор, год

Конкурентное преимущество

Возникает если фирма может создать для покупателей ценность, превышающую затраты по ее созданию.

Портер (Porter), 1985.

Конкурентное преимущество

Преимущество, которое есть у компании над конкурентами на определенном рынке.

Кей (Kay), 1993

Конкурентное преимущество

Все, что отличает фирму или ее продукцию в положительную сторону от ее конкурентов или их продукции с точки зрения потребителей (конечных потребителей).

Фахи (Fahey), 1989

Конкурентное преимущество

Это проведение фирмой стратегии создания ценности, которая одновременно не проводится ни одним из конкурентов.

Барни (Barney), 1991

Устойчивое конкурентное преимущество

Это проведение фирмой стратегии создания ценности, которая одновременно не проводится ни одним из конкурентов, преимущества которой не могут быть скопированы конкурентами.

Барни (Barney), 1991

Ресурсы

Включают в себя все активы, способности, организационные процессы, атрибуты фирмы, информацию, знания и т.д., контролируемые фирмой и позволяющие ей проводить стратегии повышения производительности и эффективности.

Барни (Barney), 1991

Ресурсы

Это активы, которые можно увидеть, оценить и торговать (не обязательно материальные).

Макадок (Makadok), 2001

Способности

Это активы, которые нельзя увидеть (поэтому они нематериальные), оценить, и которые могут быть проданы только вместе с единицей бизнеса.

Макадок (Makadok), 2001

Динамические способности

Это способность интегрировать, создавать и изменять внутренние и внешние компетенции, чтобы противостоять быстрым изменениям среды.

Тис, Писано и Шуэн (Teece, Pisano and Shuen), 1997

Динамические способности

Способность организации целенаправленно создавать, расширить или модифицировать свою ресурсную базу.

Хелфат (Helfat), 2007

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7